УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

 УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ



ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!




Первоначально написание настоящего учебника предназначалось для учащихся, перешедших на (семейную) домашнюю форму обучения и обучающихся самостоятельно. Но, как показывает практика, он успешно используется и изучающими русский язык самостоятельно.

Каковы особенности учебника?

Простота и конкретность в изложении учебного материала, что содействуют концентрации внимания учащегося на сути изучаемой темы и самостоятельному осмыслению её, что, в свою очередь, обеспечивает и хорошее запоминание учебного материала.

Особенностью изложения теоретического материала является его направленность на самостоятельное овладение учащимся знаниями.

Материал учебного  учебника не перегружен массой второстепенных фактов и многочисленной информацией, переключающих и отвлекающих ученика от основного тематического материала. Это же касается и учебных упражнений, задания которых направлены на осмысление и практическое усвоение фактов языка. Такой принцип изложения теоретического и практического материала содействует развитию внимания и мыслительной деятельности ученика.

В практические заданиях широко представлен материалы из произведений русских писателей-классиков, поскольку язык русской классики сегодня является основным социокультурным и нормативным пластом современной русской речи. Работа учащегося с таким материалом обеспечивает обогащение словарного запаса, грамматическую компетентность и речевую культуру.

В своём подборе практического материала автор исходит из принципа непрерывного развития и совершенствования речевой деятельности учащегося постоянно, на каждом учебном занятии, а не на только отдельных уроках развития речи. Регулярная речевая деятельность ученика является основой его интеллектуального и культурного развития. Этому содействует и работа учащегося с текстами, которые широко представлены в пособии.

К конце учебника прилагается словарик лингвистических терминов, представленных в учебнике. Словарик имеет своей целью повторить (и, при необходимости, вспомнить) эти термины и суть обозначаемых ими понятий.

В учебник также включен и толковый словарик, куда включены слова, встречающееся в упражнениях и текстах учебника и которые могут быть непонятны ( например, историзмы, слова специальной и диалектной лексики), но отражающие русские культурные и исторические реалии.

С учетом того, что учащийся, будет работать с данным учебником самостоятельно, в конце книги в помощь ученику приводятся ответы к наиболее сложным заданиям упражнений.

Настоящей учебник прошел апробацию в практике домашнего обучения детей и образования взрослых. Автор надеется, что, работая с данным пособием, ученик успешно овладеет русским языком как одним из официальных языков Организации Объединенных Наций и языком одной из величайших в мире культур.



       Во вступительной части к учебника "Морфология.Словообразование", "Фонетика"   учащийся  ознакомится с морфолого-фонетическим принципами русской орфографии и  научится  использовать  их в практической деятельности (в качестве примера ниже приводим §9  вступительной части).

                                       Каждая последующая глава посвящена  изучению определенной части речи русского языка: имени существительного, имени прилагательного, глагола и т.д. Рассматриваются  грамматические свойства  этой части речи, особенности словообразования, орфография, лексические и грамматические нормы, синаксическая роль в предложении. 

  



§9.ПРАВОПИСАНИЕ Ъ и Ь ЗНАКОВ



1.Разделительный ъ пишется только после приставок перед гласными е,ё,ю,яподъезд, съёмка, предъюбилейный, объявление, а также в иноязычных словах после приставок ад-, ин-, кон-, контр, об-, суб- и некоторых других: адъютант, инъекция, конъюнктура, контръярус, объект, субъект.

Разделительный ъ пишется также в сложных словах, первую часть которых образуют слова двух-, трёх-, четырёх- : трёхярусный, двухъязычный.

2.Разделительный ь пишется в середине слова перед гласными е, ё,ю, я, и: карьер, серьёзный, вьюга, крестьянин, ручьи. Разделительный ь не пишется после приставок.

3. Разделительный ь знак пишется также и в некоторых иноязычных по происхождению словах перед о: бульон, павильон, медальон, батальон, почтальон, компаньон.




Упражнение 46. Перепишите данные слова, вставляя, где нужно, ъ и ь.  

 П…еса, пред…октябрьский, д…явол, интерв…ю, ад…ютант, компан…он. из…яны, ш…ют, вороб…и, об…ять, об…ём, суб…ективный, вз…ерошенный, раз…ярённый, пред…являть, под…ём, транс…европейский, об…единение, сверх…естественный, барсуч…я, из…огнулся, без…облачный, кур…ер, об…едать, без…ядерный, без…языкий, по…одеяльник, нав…ючить, вз…обраться, вз…есться, из…украсить, контр…атака, под…опытный, под…ём, необ…ятный, неот…емлемый, с…экономить, л…ётся, солов…и.

Упражнение 47. Перепишите, раскрывая скобки. 

Объясните выбор написания.Без-( аварийный, ядерный), об- (единение, есть, ехать, устроить), из- (обильный, явить, ездить), пред- (являть, определённый, убеждение, юбилейный), вз- (ехать, алкать*), с-(экономить, едешь, ехидничать, язвить, уметь).


Упражнение 48. Выпишите слова с разными случаями употребления ъ и ь, сгруппировав эти слова в соответствии с правилами, указанными в данном параграфе.

1. Батальон, с которым он шёл из крепости, находился в арьергарде (Л. Толстой). 2.И сам ты поднимаешься на всём к завьюженному радостному небу (В.Луговской). 3.На столе появилась объёмистая серебряная чаша (И.Тургенев).4.Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал (А.Пушкин). 5.Полукольцом изогнулся одноэтажный павильон (М.Горький). 6.С окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потопленные луга (А.Пушкин). 7.Было тут, в этих слишком внезапных словах его нечто слишком таинственное и слишком субъективное (Ф,Достоевский)


Упражнение 49. Составьте предложения с приведенными словами, объясните употребление ъ и ь в этих словах. Укажите различия в значениях этих слов.

 Вьюга — метель, ручьи - потоки, изъян — недостаток, объять — обнять, подъём (душевный)— воодушевление, пьедестал — постамент, снадобье — лекарство, раздолье-простор.


  Упражнение 50. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

1.Она села за фортеп…яно и сыграла несколько любимых его п…ес (И.Гончаров). 2.Каштанка сразу поняла, что в…рчать и лаять на таких суб…ектов бе…полезно (А.Чехов). 3.Порывистый ветер (с,з)брасывает и это последнее убранство: крутя в воздухе лё…кие (ис,из)сохшие лист…я, он (рас,раз)тилает их по мокрой з…мле (К.Ушинский). 4.Всё было п…лно грус…ного и сладос…ного необ…яснимого в…сеннего оч…рования (А.Куприн). 5.Вид раз…ярённого зверя не может не волновать охотника (В.Арсеньев). 6.В ущел…е, заросшим б…рёзовым лесом, не бер…гу р…чушки Безымянки, ст…ял б…льшой дер…вянный дом (К.Паустовский).7.Небо св…тлело, но тем ре…че выделялись на нём крупные, т…жёлые и будто вз…ерошенные облака (В.Короленко).8.День начинался солнечный, без…облачный и жаркий (И.Гончаров). 9.З…ри б…гряной п…лоса об…емлет ярко небеса (А.Пушкин). 10.Ад…ютант встал и стал ходить по пл…щадке (Л.Толстой).


Упражнение 51. Вместо точек вставьте , где нужно, пропущенные буквы.

 Раз..ёмный, без..ядерный, изголов...е, в..езжающий, из..ятый, меж..этажный, с..ёмный, об..ектив, двух..ярусный, необ..ятный, бул..онный, кон..юнктивит, ад..ютант, под..ездной, об..ект, об..езженный, интер..ер, об..явленный, компан..он, из..ян, неот..емлемый, ин..екция. сверх...естественный, кон..юнктура, транс..европейский пред..юбилейный, интерв..ю, трех..язычный,п..едестал.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Гуманитарные образовательные программы 2 уровня

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОЧЕМУ ОНО НЕОБХОДИМО СЕГОДНЯ?

ГУМАНИТАРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ - 5 УРОВЕНЬ